28 | 06 | 2017
Купить авиабилеты к месту серфинга

Короткие доски в Виндсерфинге

Очень часто приходится видеть, как начинающие, послушав "крутых серферов", приобретают себе доски без шверта. И затем, безуспешно пытаются понять, как же на них все-таки ездить.

Ниже я попытаюсь объяснить на основе моего опыта и своим языком, технику хождения на коротких досках и их настройку. Оговорюсь сразу, я не буду повторяться, это не полное руководство, а что-то вроде дополнения к многочисленным базовым статьям по этой теме.

Прежде всего, надо правильно выбрать себе "короткий" комплект. Постарайтесь точно определить, что вас больше влечет - ускорение и мелькающий мимо на большой скорости ландшафт, или вертикальные стенки волн, подбрасывающие высоко в небо и возможность скрутить поворот любого радиуса. Это два основных направления - слалом и wave. По аналогии со сноубордом - жесткий сноуборд или halfpipe. Разберитесь с этим сразу, потому, что это два различных стиля, правда, объединяющихся в досках и парусах freeride.

В тонкостях стиля wave мы сейчас разбираться не будем, а займемся обычным слалом-ориентированным хождением. По возможности не начинайте учиться на тяжелых многоупорных парусах и совсем коротких (меньше 280) досках. Площадь плавника должна соответствовать площади паруса: для 6.0 - 36см, для 7.5 - 40см.

Сначала необходимо настроить доску. Ножные петли можно пока прикрутить в передние положения, шайбу - тоже, гик при этом надо привязать повыше (на уровне шеи - подбородка), трапеционные лини можно поставить средней длины. Для первых выходов на глиссирование это будет хорошей настройкой, потом вы сами почувствуете необходимость все сдвигать назад, опускать гик и укорачивать трапеционные лини.

Для получения максимального удовольствия катания на короткой доске необходимо уверенное исполнение трех основных элементов: старта (с воды и берега), глиссирования и поворотов (в основном - jibe или фордевинд). Их-то мы и обсудим по порядку.

Водный старт 

Прежде всего, если вы можете глиссировать на этом парусе при этой силе ветра, то вы можете сделать водный старт. Водный старт можно разделить на три фазы: подъем паруса, руление и подъем из воды. Оторвать парус от воды проще всего, положив гик на корму доски. При этом мачту надо расположить поперек направления ветра, чтобы ветер дул под парус и поднимал его. В сильный ветер для подъема паруса корма даже не нужна, достаточно только подтолкнуть мачту из воды. Но, при любой силе ветра, самым ответственным моментом является начало подъема мачты. Если ничего не предпринимать, то шкотовый угол паруса тут же уйдет под воду и все придется начинать сначала. Чтобы этого не происходило, надо взяться за гик будущей "мачтовой" рукой и в момент подъема мачты, находясь с наветра от гика, выдернуть парус из воды в положение "над собой".

С этого момента начинается вторая фаза - руления. Я ее так назвал потому, что с этого момента доска начинает явно рулиться как ей и положено - положением паруса. Находясь в воде можно управлять курсом доски и найдя оптимальный, забросить заднюю ногу на доску и начать подъем из воды. Впрочем, положением доски относительно ветра надо управлять с самой первой фазы и до самого… нового падения в воду.

Для того, что бы подняться из воды, надо вспомнить, как висит на дереве обезьяна. Надо завести гик как можно дальше за спину, вытянув руки и, согнув ноги поднять парус как можно выше. Если вы при этом не забудете про руление и останетесь на нужном курсе, то вас неминуемо вытащит из воды, и вы удивитесь, как много сил тратилось раньше на это простое действие. Если ветра не хватает, то лучше убрать ноги с доски, чтобы, не роняя парус подождать следующего усиления.

В сильный ветер, на 5.0кв.м., как я говорил, необходимость в подсовывании кормы под гик отпадает, и при некотором навыке становится неважным, в каком положении находится доска. Просто тебя выдергивает из воды, ты ловишь доску ногами, и если нужно, перекидываешь парус.

Глиссирование

Это кажется таким простым - наполнил парус, и скользи по водной глади… Я периодически катаюсь вокруг двигающихся таким образом серферов. Они вроде бы глиссируют, но что-то не так, и им достаточно изменить совсем немного в технике руления, чтобы поехать с твоей скоростью.

Основные проблемы начинающих обычно заключаются в: невозможности встать в ножные петли, неправильном кренении доски и недостаточном закрытии паруса.

Прежде всего - петли. Попробуйте обойтись без них, не уходите на корму, пока это не получится само. Накренив к себе доску, увалитесь (измените курс на более полный). Когда доска заглиссирует, поставьте ее плоско по поверхности, а чтобы она дальше не уваливалась - наклоните парус назад. Управлять курсом теперь можно только креном доски. Вы еще не в петлях? Зажмите посильнее парус, дожимайте до самой кормы. Еще нет? Не может быть!

В общем, когда доска глиссирует, не важно, как стоит парус и где расположено ваше тело, управлять нужно только креном доски, а с помощью положения тела и паруса осуществлять тонкую регулировку скорости и дифферента (наклона доски вперед-назад). Все это происходит одновременно - с разгоном парус наклоняется назад и закрывается, тело из переднего - с опорой на мачту - положения уходит назад. Если на лавировке и в слабый ветер сгибается передняя нога и вес тела переносится вперед, то на большой скорости сгибается задняя нога и вес переносится на самую корму. Повторю, так как это очень важно - парус должен быть практически всегда полностью зажат, при этом вы всегда будете ехать максимально быстро и устойчиво. "Кобрение" (вылетание из воды с резким сбросом носа доски под ветер) - это явный признак того, что парус не добран. Когда все установлено правильно, длинные полеты между волнами просто не замечаются.

Когда вы попробуете так ходить, вскоре вы почувствуете, что идти не очень удобно. Настало время окончательной настройки вооружения на максимальную скорость. Для примера, ShotGun 285 спортсмены настраивают так: шайба - в крайнее заднее положение, петли - тоже в задние позиции. Только не стремитесь к этому сразу, без должного закрытия паруса и надежной опоры на мачту на любой скорости, доска начнет задирать нос и перестанет ходить остро на глиссировании.

Когда вы уже научитесь выжимать из своей доски все, на что она способна, у вас, возможно, возникнет новая проблема - вентиляция плавника, или "spin-out". С этим надо бороться, укорачивая трапеционные лини и вставая на доску более вертикально, не давая ей выскакивать из воды.

Повороты

Поворот (имеется в виду "jibe") - это маневр, который оттачивается годами и все равно, каждое его выполнение проходит по-разному. Так что не отчаивайтесь, если что-то не выходит - та же проблема стоит у большинства досочников.

Речь пойдет, в основном, о шаговом повороте -"step jibe". Я долго читал наставления типа "поставьте ногу между петлями…", и у меня ничего не получалось. Доска прыгала в дуге, тонула на середине поворота, а я старался "не отпускать шкотовую руку" до последнего. Но однажды я наткнулся на статью, где автор советовал вести дугу, представляя себе жим штанги с ровного пола, не стараясь накренить доску ступнями. У меня получилось сразу! Причем всё - и дуга, и перекидка с переступанием, и все на глиссировании. Я понял, что основное в повороте - правильный вход и ведение дуги, если это получается, то остальное выходит намного легче.

Оказались неверными советы - вести длинную дугу, чтобы остаться на глиссировании. Агрессивные дуги проходятся не хуже, только надо быстрее работать ногами. На входе не надо распределять вес равномерно между ногами для сохранения скорости - скорости на входе хватает. Можно смело давить задней ногой, при этом легче делается подшаг передней ногой (из петли на центр доски). Парус лучше держать зажатым подольше, но это не очень важно, если дуга правильная, он не будет сильно рваться из рук. При слишком раннем отпускании шкотового угла доска начинает выпрыгивать из воды на каждой волне, это очень похоже на езду с недожатым парусом на прямом курсе - ощущается отсутствие контроля над носом доски.

Мне очень помогает выполнение поворотов с концентрацией внимания только на работе ног. Вхожу в нирвану, затем: вынимаю заднюю ногу из петли, загружаю её, жду, "обезвешенную" переднюю ногу плавно вытаскиваю из петли, ставлю на центр, переношу на нее вес, вместе с парусом поворачиваюсь-двигаюсь вперед в тот самый ”step", восстановив равновесие и довернув доску еще на десяток градусов за линию ветра, перекидываю парус и довожу дугу на глиссировании рулением ногами.

Еще одно хорошее упражнение - выполнение "snap jibe" - толчкового поворота. После небольшого привода корма втыкается в воду, и поворот делается с огромным водяным "петухом". Парус перекидывается позже. Этот поворот учит, не боясь давить на корму и находить правильное направление этого давления.

Надеюсь, у вас все получится, и вы получите истинное наслаждение от динамики, свойственной коротким доскам.

 

Алексей Ноздрин.  1999г.