23 | 08 | 2017
Купить авиабилеты к месту серфинга

Урок 2. Основные курсы парусников

Виндсерфинг — вид парусного спорта. И, как в любом виде спорта, в нем есть своя терминология. Чтобы в дальнейшем вам легко было понимать друг друга, познакомьтесь с некоторыми понятиями.

Как бы вы ни располагались на воде, ветер будет дуть с какой-нибудь одной стороны В зависимости от направления движения относительно ветра различают основные курсы: бейдевинд, галфвинд, бакштаг и фордевинд.

Курс бейдевинд — это когда виндсерфер движется навстречу ветру, но никак не против ветра!

Одним словом, бейдевинд — такой курс, когда ветер дует спереди-справа или спереди-слева. Если ветер дует прямо спереди, такой курс называют нежно "левентик". Положение "левентик" яхта проходит при выполнении поворота оверштаг.

Зачастую бывает так, что парусник движется точно бортом перпендикулярно к направлению ветра. Такой курс называют галфвинд — в переводе с голландского это означает полветра. 

Ну а когда виндсерфер идет по ветру? Такой курс носит название бакштаг — ветер дует сзади-слева или сзади-справа. Когда ветер дует точно с кормы, курс называют фордевинд.

Как вы заметили, в какую бы сторону ни двигалась парусная доска, курсы ее получают наименование от того, с какой стороны дует ветер. Только к названиям "бейдевинд", "галфвинд", "бакштаг" добавляют "правого галса", если ветер дует справа, и "левого галса", если ветер дует слева (рис.5).

Каждого из вас наверняка заинтересует вопрос, откуда берутся силы, способные разогнать виндсерфер до больших скоростей?

Посмотрите на рис.6. Как видите, перед мачтой поток воздуха как бы растекается на две части: одна часть со стороны выпуклости (подветренная — Sп), другая — со стороны вогнутости (наветренная — Sн). На подветренной стороне площадь потока воздуха уменьшается из-за выпуклости паруса, а по закону Бернулли скорость его соответственно увеличивается. Следовательно, давление в потоке уменьшается. На наветренной стороне паруса увеличение площади сечения потока приводит к увеличению давления (Рн > Ратм). Примерно так воздействует набегающий поток на крыло самолета. Таким образом, на одной стороне паруса образуется разрежение, а на противоположной — повышенное давление. Именно эта разность давлений и создает тягу паруса. Равнодействующая этих сил (F) получила название аэродинамической силы.

Представьте себе, что вы стоите на парусной доске, которая равномерно и прямолинейно движется курсом b по отношению к ветру. Эта ситуация изображена на рис.7 Правда, несколько упрощенно. Если взглянуть с палубы повнимательней, то можно заметить, что парусная доска движется немного под углом, этот угол S называют углом дрейфа. Сила тяги (Fx) , направленная вперед, уравновешивается силой сопротивления (Rx). А сила дрейфа (F), направленная перпендикулярно, уравновешивается силой бокового сопротивления (Ry).

Внимательно посмотрите на рисунок, и вы сразу заметите, что аэродинамические силы и силы сопротивления приложены в разных точках: ЦП — центр парусности и ЦБС — центр бокового сопротивления.

Естественно, что возникающие моменты сил уравновешиваются усилиями спортсмена. Изменяя величину этих моментов и их направление, можно без труда управлять направлением движения виндсерфера только наклонами мачты в разные стороны. Как это происходит? Спортсмен смещает точку приложения аэродинамических сил (ЦП) по отношению к точке приложения гидродинамических сил (ЦБС) и управляет движением парусной доски, совершая раз личные маневры.

Порой зрители, стоя на берегу, удивляются, что парусник движется как-то странно относительно ветра. Дело в том, что рулевой виндсерфера ощущает не тот ветер, что неподвижный наблюдатель (истинный ветер), — на движущемся судне парус реагирует на кажущийся (вымпельный) ветер Вымпельный ветер складывается из истинного ветра и набегающего потока благодаря движению виндсерфера. Именно поэтому вымпельный ветер меняется по величине и направлению в зависимости от скорости и курса виндсерфера (рис.8, д).

Как же правильно располагать парус относительно вымпельного ветра? Оказывается, тяга паруса наибольшая, если передняя часть профиля паруса располагается по касательной к направлению вымпельного ветра. На рис.8, бв) передняя кромка заполаскивает, действующий центр парусности смещается назад. В этом случае из "работы" исключается вся передняя часть паруса и соответственно уменьшается тяга. показано, что именно в этом положении передней кромки паруса к ветру полная аэродинамическая сила паруса (F), приложенная к центру парусности (ЦП) и спроектированная на центр бокового сопротивления (ЦБС), дает максимальную тягу (Fx) и наименьший дрейф (Fy) — снос под ветер. При перебранном парусе даже более полная аэродинамическая сила паруса (F) дает меньшую тягу (Fx, ) и резко возрастающий дрейф (Fy,). При недобранном парусе (рис.8,

Практически надо следовать правилу: всегда держать переднюю кромку паруса на грани заполаскивания (рис.8,г) Это правило справедливо на всех курсах, кроме фордевинда, когда парус надо располагать перпендикулярно к ветру.

Величина силы тяги зависит не только от положения паруса относительно ветра, но и в значительной степени от его формы. Чем более сильный ветер, тем более плоским должен быть профиль у паруса.

 
7 8
10